Универсальность тотемизма
Широкое отражение получил тотемизм в народных сказках, фольклоре, верованиях многих народов, как современных, так и уже несуществующих. Все это свидетельствует об универсальности тотемизма и в значительной степени подтверждает факт почитания и олицетворения первобытными людьми животных.
Известно, что первоначально предметы и явления природы представлялись в сознании первобытных людей как особые сверхъестественные существа, обладающие волей, сознанием и другими человеческими свойствами. По мере роста производительных сил, накопления опыта и эмпирических знаний первобытные люди все более овладевали явлениями природы и постепенно стали выделять себя из предметов внешнего мира. Соответственно этому изменялись представления людей о сверхъестественных существах и прекращалось олицетворение тех предметов природы, которыми они овладели в процессе своей производственной деятельности.
Сверхъестественные существа в сознании первобытных людей стали представляться как особые нематериальные силы, обособленные от реальных предметов и явлений природы. Все человеческие свойства, которыми раньше наделялись сами предметы и явления природы, стали теперь приписываться обособленным от них самостоятельным духовным существам.
Духовные существа стали противопоставляться материальным, что приводило к раздвоению мира на два начала: материальное и духовное. Этот процесс раздвоения свидетельствовал также об известных изменениях, происшедших в сознании, мышлении людей. Только при наличии определенных общих понятий, отвлеченных от единичных вещей, могли возникнуть представления о сверхъестественных существах, обособленных от реальных предметов и явлений природы.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.