Праведный учитель
Кумраниты создали образ «праведного учителя», или «учителя справедливости». В их представлении он является божественным спасителем, посредником между богом и людьми, обладателем дара предсказывать будущее, защитником всех последователей секты. По «окончании времен» он накажет грешников и вознаградит праведных. «Праведный учитель», подобно Христу, подвергается гонениям со стороны нечестивых жрецов.
По верованиям древних евреев, истинного благочестия и избавления от грехов можно достигнуть путем одной лишь веры в бога. В кумранских же текстах проводится идея, что этого можно добиться и посредством почитания «праведного учителя». Такая трактовка благочестия означала значительное приближение к христианским воззрениям. Убежденные в близком приходе «праведного учителя» кумранские сектанты придавали большое значение моральному совершенствованию, проповеди послушания, покорности, смирения, любви к ближнему. Ранние христиане также верили в скорое второе пришествие Христа и старались к его приходу быть нравственно чистыми.
Отмечая большое влияние идей кумранитов на христианскую идеологию, мы в то же время не должны выводить христианство только из иудейского сектантства, как поступают некоторые буржуазные историки. Возникновение христианской религии было результатом развития общественно-политической и духовной жизни не только в Палестине, но и в пределах всей Римской империи.
Значительное влияние на христианство оказали некоторые философы греко-римского мира. Еще с конца IV в. до н. э. в греческой философии начинается рост идеалистических тенденций, обусловленный глубоким кризисом греческого рабовладельческого общества. В дальнейшем этот рост идеализма идет неуклонно и все чаще приводит к открытому сочетанию идеалистических философских систем с религиозными. Ярким примером такого сочетания является религиозная философия Филона Александрийского, деятельность которого относится к первой половине I в. н. э. Филон пытался соединить иудейскую религию с греческой философией при помощи аллегорического толкования библейских текстов и греческих мифов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.