Первобытные религиозные представления
Уже первобытные религиозные представления носили реакционный характер, препятствовали пробуждению и развитию научного мышления, накоплению положительных знаний. Французский ученый Леви-Брюль стремился доказать, что мышление первобытного человека якобы не подчинялось законам формальной логики и прежде всего закону противоречия. Мышление первобытного человека и наиболее отсталых народностей он определял как «дологическое», насквозь проникнутое мистикой и религией. По мнению Леви-Брюля, первобытные люди «мистически» воспринимали объективную действительность, иначе говоря, в своей производственной деятельности они считались не с реальными предметами и явлениями природы, а с «мистическими» свойствами, которые они приписывали этим предметам и явлениям. Леви-Брюль по существу отрицал возможность правильного отражения закономерностей природы в сознании первобытного человека. Однако такое мнение совершенно неверно, так как оно неизбежно ведет к отрицанию исторического характера религии и мистики.
Энгельс с полной ясностью осветил ведущую роль труда в процессе очеловечения обезьяны. Но труд начинается только с изготовления орудий производства, и именно с этого времени следует вести начало человеческой истории. С появлением орудий начинается процесс овладения человеком природы на базе материального производства. Однако процесс производства даже в своих зачаточных формах предполагал правильное, хотя еще далеко не полное отражение в первобытном сознании закономерностей природы. Успехи первобытного человека в борьбе с природой были достигнуты в результате познания особенностей различных материальных процессов. Религиозные же представления с самого момента своего возникновения всячески тормозили пробуждение и развитие научного мышления, ослабляли силы человека в борьбе с природой, и в этом заключается их исключительно реакционная роль.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.